Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

Читаем с выражением: стих, записанный клинописью 3500 лет назад


Как звучали ныне мертвые языки сотни и тысячи лет назад

- одна из самых интересных исторических и лингвистических загадок.
- Например, исследователям латыни помогают ошибки не слишком грамотных переписчиков.

Древние стихи на хеттском языке

- написанные на глиняных табличках клинописными знаками,
- пока с выражением прочитать невозможно
- нам доподлинно неизвестно, каким было ударение в хеттском языке и куда оно ставилось

Лингвисты из Института языкознания и Института русского языка РАН

- под руководством заведующего сектором анатолийских и кельтских языков ИЯз РАН Андрея Сидельцева
- пытаются восстановить звучание хеттского стиха,
- в надежде через анализ стихосложения узнать больше о природе ударения в этом давно мертвом языке.

Хеттский язык — родственник русскому

- древнейший из зафиксированных в письменности индоевропейских языков.
- На нем разговаривали в Хеттской империи, одном из великих царств бронзового века,
- простиравшемся на территории Анатолии II тысячелетия до н.э. (там, где современная Турция).
- Хеттский царь называл братом фараона Древнего Египта, вассалами — властителей гомеровской Трои,
- торговал с вавилонскими и ассирийскими купцами.
- Письменность — клинопись на глиняных табличках — хетты заимствовали у ассирийцев и вначале писали на аккадском языке.
- Первые документы на хеттском появляются в XVIII веке до н.э.
- Хеттское государство существовало до XII века до н.э.,
- исчезнув в одночасье то ли под ударами враждебных племен, то ли в результате экономического кризиса («семь худых лет»)

Если мы сможем понять, как звучали стихи в устах этих людей

- мы довольно многое узнаем не только о просодии их речи,
- но и сделаем шаг к ответу на вопрос, какими были стихи древних индоевропейцев,
- общих предков хеттов, русских и англичан.
- А еще — совсем маленький шаг к ответу на вопрос, как вообще появилась поэзия.

Цикл о боге Кумарби, в том числе «Песнь об Улликумми»

- над восстановлением стихотворного размера которой бьются сейчас московские лингвисты,
- заимствован у соседнего народа хурритов, но записан по-хеттски.
- К сожалению, часть текста составляют так называемые логограммы — знаки, которые обозначали целое слово.
- Они записывались так же, как в аккадском или шумерском текстах,
- и их хеттское чтение не всегда может быть восстановлено.
- Однако «Песнь об Улликумми» сохранилась очень неплохо,
- и таких мест, где мы не можем угадать хеттское звучание, на самом деле совсем мало.
- Это лучше всего сохранившийся и наиболее длинный из сохранившихся поэтический текст.

Откуда мы знаем, что это вообще поэзия?

- Ведь хетты записывали свои стихи подряд, не разделяя их на строки.
- Дело в том, что любой стих урегулирован по какому-то параметру.
- Есть стихи, где выравнивается количество слогов (силлабический стих, например, во французском),
- есть стихи, где считается количество ударений, а количество безударных слогов между ударениями варьируется (тонический стих).
- Есть силлабо-тоническое стихосложение, где урегулировано и количество слогов, и количество ударений (например, русский ямб или хорей).
- Есть силлабо-метрический стих и квантитативный стих.

Поэтому, если вы хотите определить, стих это или не стих

- нужно найти, по какому параметру происходит урегулирование,
- и сравнить с прозаическим текстом на том же языке,
- чтобы исключить сугубо языковые особенности,
- ведь прозаический текст тоже может быть ритмичным или рифмованным,
- особенно если у него, как у хеттского языка, на конце предложения чаще всего оказываются глаголы с очень похожими окончаниями.

Первое, что сделали хеттологи из ИЯз РАН

- рассчитали для небольшого отрывка в двух текстах
- один предположительно прозаический, один предположительно поэтический,
- количество слогов в строках, количество ударных слов, нашли рифмующиеся окончания и проверили, нет ли регулярно повторяющихся долгих гласных в конце строк
- Неожиданно стало ясно, что в одном тексте значительно регулярнее появляются рифмующиеся окончания,
- и не только в конце предложений, но и в середине.
- В другом тексте ничего настолько же регулярного не наблюдалось.

Именно рифма позволила вычленить сегменты поэтических строк в «Песни об Улликумми»

- и теперь лингвисты могут довольно уверенно говорить о выделении поэтических строк для этого текста.
- Расчет количества слогов, наоборот, показал слишком большую вариативность,
- а анализ долгих гласных — нерегулярность,
- и на основании этого, скорее всего, можно будет доказать, что хеттский стих не был силлабическим или силлабо-метрическим.
- Скорее всего, проанализированные данные позволят говорить о тонической природе хеттского стиха.

В принципе, тоническая природа предполагалась и раньше

- однако до сих пор это было интуитивное предположение,
- не основанное на статистическом анализе.
- Кроме того, тонический стих предполагался для всего Древнего Ближнего Востока
- то есть для аккадского и шумерского стиха тоже.
- Считалось, что существовала общая «месопотамская традиция»
- стих из 4 ударений, 2 полустиший.
- Однако в ИЯз РАН проанализировали также и шумерский стих
- и предварительные данные, похоже, указывают на силлабику, а не тонику.
- А хеттская тоника показывает 4 ударения в строке лишь примерно в 30% случаев
- остальные строки урегулированы иначе.

Точные расчеты требуют big data

- иначе говоря, чтобы что-то утверждать с уверенностью, хеттологам придется обработать большое количество имеющихся поэтических и прозаических текстов на хеттском, шумерском и аккадском языках
- Однако, по данным предварительного анализа, уже сейчас можно говорить о том, что в хеттском стихе наблюдается варьирование 4–5–6 ударений
- и, скорее всего, строки действительно довольно часто распадались на 2 полустишия.
- Самое удивительное, конечно, — это рифма в таком древнем стихе.
- Ранее считалось, что рифма появляется только в Средние века.
- Но, возможно, она уже была известна шумерам и хеттам,
- а к I тысячелетию до н.э. так надоела,
- что на некоторое время почти исчезла из стихотворных текстов

____________________________________________________________
[Работа проводится в рамках проекта «Типология зарождения стиха: точные и компьютерные методы», поддерживается в 2017–2019 годах фондом РФФИ, №17-06-00392]
https://scientificrussia.ru/articles/chitaem-s-vyrazheniem-stih-zapisannyj-klinopisyu-3500-let-nazad
Tags: анатолия, клинопись, математика, поэзия, языкознание
Subscribe

Posts from This Journal “поэзия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments