Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

А.Г. Кузьмин, "Одоакр и Теодорих" (Начало)

Начало. K Oкончанию: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/4208144.html

Новгородский летописец записал под 1204 годом назидательную повесть об усобице в императорской семье Царьграда

- «в сваде цесарей погыбе царство богохранимого Костянтиняграда».
- В числе воевод крестоносцев, разграбивших стольный град, назван
- «Маркое от Рима, в граде Берне, идеже бе жил поганый злый Дедрик»2.
- Киевский летописец конца X века не был так уверен в своем читателе
- когда доказывал, что «Русская земля» пошла из Норика - римской провинции на правобережье Верхнего Дуная.
- Он знал, что не все так считают.
- И действительно, была версия о приходе варягов-руси из-за моря Варяжского,
- были и иные версии, опиравшиеся на давние местные предания.
- Новгородскому же читателю XIII века «поганый злый Дедрик» был известен так, что именем его можно было пояснять даже географические ориентиры.
- А ведь Дедрик - Теодорих, основатель Остготского королевства в Италии (ум. 526), от новгородца отдален был примерно так же, как от нас Батыево нашествие.

Может ли память народная хранить изустно, пусть и важные события, целых 7 столетий?

- По нашим временам вроде бы нет. Когда и о прошлом судят по аналогии с настоящим, то преданиям отказывают в достоверности.
- А мы и запоминаем теперь не то, что было интересно людям давних эпох.
- Этнографы замечают, что народы, не перешагнувшие через племенной строй, ведут счет поколениям предков.
- Генеалогии родов регулируют межродовые отношения, заменяют даже вождей, предписывая сородичам нормы поведения.
- В эпоху военной демократии культ рода сменяется культом героев.
- Но полностью родословные не вытесняются. Они лишь деформируются,
- поскольку теперь важна не просто генеалогия, а воинская слава рода, его заслуги перед соплеменниками и потомками.
- Это ведет к созданию ложных генеалогий, присвоению чужих родословных, стремлению погреться в лучах чужой славы.
- В средние века генеалогии принимают уже не столько этнический, сколько социальный облик
- есть роды знатные и незнатные, независимо от принадлежности их к тому или иному племени.
- Всюду выделяются «королевские» роды, роды знати, стоящие ниже рангом, и численно преобладающие рядовые общины, в обязанность которым вменяется подчинение первым фамилиям.

С конца I тысячелетия до н.э. во всей варварской Европе (за пределами Римского государства), происходят бурные перемещения народов

- отдельных племен или отделяющихся от них родов.
- IV-VI века получили наименование Великого переселения народов,
- поскольку местожительство изменила подавляющая часть племен.
- Всюду рушились старые этнические связи, возникали разноэтничные племенные союзы,
- также скоро распадавшиеся из-за борьбы за власть и притязаний на господство.
- Многие некогда многочисленные племена вообще исчезли с лица земли, рассеявшись и растворившись в других народах.
- Претенденты на господство гибли в сражениях с конкурентами, утратив почву под ногами, приспосабливались к тому, что доставалось на долю.

Показательна судьба готов - одного из восточногерманских племен

- которое их историк и апологет Иордан, писавший в VI веке, представляет законным претендентом на имперское господство
- Сначала готы разделились на восточных и западных (остготов и вестготов) из-за соперничества родов Амалов и Балтов,
- затем претенденты на господство теряли одни за другими роды мирных пастухов.
- В низовьях Дуная во времена Иордана жило «огромное племя», «но бедное и невоинственное, ничем не богатое, кроме стад различного скота, пастбищ и лесов».
- Может быть, потомков именно этого многочисленного готского племени различные источники знают как пастухов-влахов, рассеянных по разным областям Балканского полуострова.
- Иордан считал самыми славными 2 страницы из истории остготов:
1. правление Германариха в Причерноморье в конце IV века и
2. создание Теодорихом государства остготов в Италии столетие спустя.

К числу важнейших побед Германариха отнесена историком расправа со старейшинами антов и их вождем Бозом

- хотя этот славянский народ и не назван в составе «империи» готского предводителя.
- Зато под его властью значатся «роги», то есть руги,
- а погибает он в конечном счете из-за обиды, нанесенной племени розомонов (розоманов, росомонов), видимо, тех же «рогов».

8 столетий спустя об этих событиях помнят на Руси

- Но оценка их будет иная.
- Автор «Слова о полку Игореве» вспоминает «готских дев»,
--- которые «на брезе синему морю» поют стародавнее «время Бусово» и
--- жаждут отмщения за какие-то поражения, понесенные готами от Руси.
- Вот и способ передачи традиции от поколения к поколению: исторические песни.
- Пока живет племя, живет в песнях и его история.
- Готы в Крыму долее всего сохраняли самобытность и помнили свое прошлое.
- Помнили его на такую же глубину и русичи - потомки рогов-розомонов и антов.
- Время шлифовало предания, смешивало эпохи, но стойко держалась память о главном: готы и русь - давние враги.

На западе Европы Германариха не помнили

- Не помнили о нем, вероятно, и на севере Руси.
- Зато и тут и там хорошо было известно имя Теодориха-Дитриха-Тидрека-Дедрика (так имя произносилось в разных диалектах).
- Память о Теодорихе пережила самих готов: ее унаследовали прежде всего разные германские племена.
- И вновь, как и на востоке, песни о Теодорихе проносят через века память об упорной борьбе с «русскими конунгами» и «русскими людьми»,
- а также вильтинами или вильцинами. Вильтины-вильцы - это лютичи, самое многочисленное племя балтийских славян.

А кого в немецких сказаниях называли русскими?

- Ведь деятельность Теодориха никогда не выходила на левый берег Дуная, не говоря уже о побережье Балтики и тем более пределов Восточной Европы.
- Напомним некоторые факты из той беспокойной эпохи, когда быстро воздвигались и рушились королевства и едва ли не каждое поколение устраивалось на новых местах.
- Готы шли на юго-восток из междуречья Вислы и Одера, где главным их соперником оказались руги.
- И хотя какая-то часть ругов (рогов-розомонов) также была захвачена потоком переселения в Причерноморье,
- большая их часть пошла в Центральную Европу, к верховьям Одера и на Дунай.
- В 307 году руги уже упоминаются в качестве федератов (союзников) Рима.
- А от V века доходит ряд сведений об участии их в битвах и переселениях в разных районах Балкан и Подунавья.
- Часть их вместе с вандалами и аланами уходит в Испанию и затем в Северную Африку,
- большая же часть поселяется на территории нынешней Нижней Австрии и тогдашнего Верхнего Норика.
- Здесь возникает королевство ругов с наследственной династией во главе.
- Факт сам по себе для того времени примечательный: у большинства племен королей пока еще выбирало народное собрание.
- В первой половине V века Ругиланд - так называют это королевство германские авторы - входит в состав державы Аттилы.
- В 451 году на Каталаунских полях (нынешняя Франция) произошла грандиозная битва народов, в которой погибло около 200 тысяч человек.
- В этой битве остготы и руги выступали на стороне вождя гуннов Аттилы,
- тогда как вестготы были в противоположном лагере, сколоченном римлянами для сокрушения гуннского могущества и взаимного ослабления варваров.
- Еще через два года Аттила скончался, и созданная им держава развалилась из-за усобиц в стане наследников и восстаний подвластных племен.
- Остготы были в числе победителей и получили в обладание Паннонию.
- Руги были расколоты: часть боролась на стороне гуннов, другая часть - на стороне противников гуннов, возглавляемых гепидами.
- Возможно, что с гуннами оставались те руги, что пришли с ними из Причерноморья.
- Дело в том, что, потерпев поражение, они по большей части вместе с гуннами же отступили к Причерноморью и Днепру, т.e. к прежним поселениян
- Какая-то их часть перешла и в Византию, получив места для поселений на ближайших подступах к Константинополю.
- Большая часть ругов осталась в Подунавье, сохраняя за собой Верхний Норик и отправляя вспомогательные отряды в Италию.
- На пути к Италии им приходилось постоянно сталкиваться с рыскавшими здесь отрядами готов, и давние противоречия вновь резко обостряются.
- В 469 году где-то в Паннонии произошло большое сражение, в котором руги и свавы были разбиты готами.

Примерно около этого же времени в Италии начинается возвышение одного из римских наемников - Одоакра

- В Италию Одоакр пришел из Норика.
- Здесь его, в частности, еще юным принимал «апостол Норика» Северин (ум. 482), житие которого было написано в самом начале VI века.
- Северин, по житию, предсказал юноше громкую славу в будущем и советовал ему идти в Италию.
- Житие вообще относится к Одоакру с симпатией, хотя писалось оно в то время, когда в Северной Италии сидели готы, а власть Теодориха казалась безраздельной.
- В 476 году Одоакр, возглавив отряды скирров, торкилингов, ругов и герулов, низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула.
- Формально он признавал власть константинопольского императора, а фактически господствовал в Италии,
- ведя борьбу с вестготами в Галлии, готами в Иллирии и считая себя вправе вмешиваться во внутренние дела Ругиланда.
- Источники называют Одоакра то ругом, то скирром, то герулом.
- Весьма вероятно, что племена эти были родственными, почему и допускалось такое смешение
- В позднейшей традиции Одоакра чаще всего называли герулом, но выводили с острова Рюген, само название которого указывает на его обитателей.
- Очевидно, собственных королей Ругиланда Одоакр рассматривал как своих вассалов, а те, естественно, стремились освободиться от опеки.
- Добиться этого можно было только с посторонней помощью, в данном случае с помощью готов.

Теодорих был провозглашен королем готов около 471 года в Паннонии

- Поначалу объектом его вожделений явился сам Константинополь.
- Но император Зинон подарками и лестью (он даже усыновил Теодориха) направил тщеславного готского предводителя на Одоакра.
- Сам Теодорих в итоге воспылал желанием освободить Италию от «тирании торкилингов и рогов».
- Распри в стане последних создавали благоприятную обстановку для такого «освобождения».

Bизантийской дипломатии удалось столкнуть сыновей ругского короля Флаккитея (он же Фева)

- Фелетей с сыном Фредериком взяли сторону готов, а Фердерух оставался верным Одоакру.
- Фредерик убил дядю Фердеруха, а Фелетей был схвачен и казнен в 487 году Одоакром в Равенне
- На следующий год были разорены и поселения неверных союзников.

В 489 году Теодорих вступил в Италию и нанес поражение Одоакру

- Тот заперся в Равенне, и Теодорих три года не мог ее взять
- Наконец он предложил Одоакру соглашение о разделе власти,
- но вскоре нарушил его, вероломно убив своего соперника.

Руги Фредерика вместе с готами приветствовали победителя

- в новой столице - Вероне, называемой у варваров Берном.
- Видимо, тогда они и получили для поселения область Гардов (города и озера) неподалеку от Берна.
- Обычно этими событиями и завершают историю ругов в Подунавье.
- B середине VI века и Норик, и Паннонию, а затем и Северную Италию захлестнула новая переселенческая волна - лангобарды

Между тем, и в Италии, и в Подунавье общины ругов сохранялись

- В Италии они незадолго до прихода лангобардов даже захватили королевскую власть, но не сумели ее удержать.
- Пережили они и лангобардов: вплоть до IX века римские папы обращаются к «клирикам рогов» особо.
- Такая обособленность могла объясняться сохранением у ругов арианства - течения в христианстве, к которому поначалу были привержены и готы и лангобарды.
- Но последние в Италии к VIII веку признали католичество, для ругов же арианство служило средством сохранения самобытности

B результате похода Одоакра 488 года, часть ругов из Подунавья переселилась в северном и восточном направлениях
.
- Может быть, тогда и возникли поселения их на землях лужицких сербов,
- где «Русь» и «Русская земля» на границе Тюрингии и Верхней Саксонии, известные в средние века, дожили до XX века.
- Но значительная часть их оставалась на старых местах или же обосновалась в ближайшем соседстве с ними.

За территорией Ругиланда сохраняется это название и позднее
.
- Называют ее также Ругией, Руссией и Рутенией. Ругия-Руссия-Рутения, иногда также Руйя-Руйяна - так в западных источниках именуются и Ругия Балтийская, и Ругиланд, и Киевская Русь
- Примечательно, что город, основанный русскими участниками Первого крестового похода (на территории нынешней Сирии), назывался в разных записях Ругией, Руссией или Руйей.
- Показательно также, имя одного из гуннских вождей, упоминаемого Иорданом в вариантах Ругила, Руа, Руас, Роас.
- Очевидно, звук, передаваемый латинским Г, произносился иначе, а в разных языках он и вовсе приобретал своеобразное звучание.
--- Так, кельтское население Подунавья называло ругов «роками» и «раками»,
--- итальянцы иногда - «руда (и также «роками», «рохами», «рогами),
--- датчане «рёнами» (или «рё»).
--- У германского населения Подунавья преобладают формы «рузы», «руци» и «рутси», но сохраняется и кельтическое «роки», «раки», а также «руты»
--- (имя «Рогер» имеет и форму «Руткер»)
- Этноним часто различно писался в одном и том же документе.
- И эта неустойчивость в равной мере распространялась на всех русов или ругов: подунайских, балтийских, приднепровских.
- Видимо, стремление держаться старого латинского написания побуждало имперскую канцелярию Оттона I называть Киевскую Русь «Ругией» в документах, связанных с поездкой в Киев по просьбе Ольги в 961-962 годах немецких миссионеров во главе с Адальбертом.

Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт

- прямое чтение источников, несогласие с которыми надо серьезно мотивировать
- И хотя факт этот разрушает многие концепции, объясняющие начало Руси
--- (от перечисления подобных данных придется отказаться: их слишком много)
- Мы вообще ничего не поймем во многих упоминаниях «Руси», если отвлечемся от названного факта.
- И наоборот.
- Факт этот позволяет уяснить действительное значение многих разрозненных и беглых замечаний, рассчитанных на осведомленных современников.
- Название «руги» или «русы» часто относится к племенам и территориям, имеющим и какое-то другое имя.
- Того же Одоакра Иордан без пояснений называет то так, то этак.
- Это может объясняться тем, что первоначально этноним был не самоназванием, а прозвищем, даваемым со стороны.
- Многие средневековые авторы уверяют, что какие-то племена так назывались по их внешнему виду:
--- рыжие, красные, русые.

Неустойчивость в написании этнонима легко объясняется различиями в произношении этого определения у разных индоевропейских народов

- Примерно в тех же вариантах понятие отражается и в славянских языках:
--- рыжий, рудый, руйяный, русый (слово изначально обозначало именно рыжий цвет)
- Одно из названий месяца сентября в славянских языках - руен или рюен - указывает как раз на багряную окраску осени

Известно, что Черное море во многих русских и иностранных исторических и географических трудах называлось «Русским»

- Название могло связываться с этнонимом «русы», тем более что на VIII—IX века приходится подъем Причерноморской Руси.
- Но надо считаться и с тем, что в славянских языках оно называлось также «Чермным», то есть «Красным»,
- а ирландские (кельтские) саги называли его «Маре Руад», то есть опять-таки «Красное море».

Сейчас трудно сказать, имелся ли в виду действительный рыжий облик ругов-русов

- (в Галиции, в области карпатских русинов, в XIX веке отмечался самый высокий в Европе процент «рыжих»).
- В эпоху военной демократии было распространено и ритуальное раскрашивание.
- Юлия Цезаря поразили бритты, красившиеся в синий цвет.
- У арабских авторов встречается замечание, что те русы, что не брили бород, завивали их и красили шафраном, то есть выкрашивали в рыжий цвет.
- Красный цвет издревле считался символом могущества и поэтому выражал и определенные социально-политические притязания.

Уже к концу правления Теодориха большая часть готов либо покинула Италию, либо растворилась в италийском населении

- Дольше сохранялись готские поселения в Паннонии и Иллирии.

Видимо, здесь и возникли первые сказания о Теодорихе

- Позднее они были подхвачены немецким населением Подунавья и разнесены далее по германским землям.
- Тидрек-Теодорих Бернский стал одним из любимых героев германского эпоса.
- Политические отношения VIII—X веков способствовали такой популярности.
- В преданиях обычно устойчиво держался мотив законности обладания Тидреком Северной Италией
--- областью, за которую боролся Карл Великий и которая войдет в 962 году в состав Священной Римской империи германской нации.
- По сообщению Кведлинбургских анналов начала XI века, сказания о Тидреке Бернском знали и простые крестьяне.
- Отсюда следует логичное заключение, что зародился эпос тогда, когда князья с дружинниками еще не отгораживались стеной от простонародья.
- Не исключено также, что интерес к деяниям героя давнего прошлого поддерживался непростой ситуацией в Верхней Саксонии, где расположен Кведлинбург.
- Саксы переселились сюда лишь в IX веке и должны были столкнуться здесь с местными славянскими и, может быть, русскими общинами.
- Межэтническая напряженность неизбежно выливалась в разное отношение к одним и тем же героям.
- В норвежской записи XIII века саги о Тидреке отмечается ее общегерманское значение.
- Она «начинается с Апулии и идет к северу от Лангобардии и Венеции в Швабию, Венгрию, Россию, Виндланд, Данию и Швецию, по всей Саксонии и земле франков, а на запад по Галлии и Испании»3
- Саксония, однако, выделяется и здесь: «И хотя бы ты взял по человеку из каждого города по всей Саксонии, все они расскажут эту сагу на один лад: причина тому - их древние песни».
- Правда, в этом случае, видимо, имеется в виду Нижняя Саксония, непосредственно граничившая с землями балтийских славян и балтийских же ругов-русов.
- Но актуальность саги, очевидно, осознавалась в обеих Саксониях, да и не только в них4.

Начало. K Oкончанию: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/4208144.html
__________________________________
http://historylib.org/historybooks/Fomin_Varyago-Russkiy-vopros-v-istoriografii/23
Tags: германия, история, католичество, рим, россия, славяне, средневековье, фольклор
Subscribe

Posts from This Journal “славяне” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments