Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote,
Ходжа Н.
hojja_nusreddin

Category:

А.Г. Кузьмин, "Одоакр и Теодорих" (Окончание)

Oкончание. К Началу: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/4207900.html
_______________________________________________

Основная идея саги выражена в своеобразном предуведомлении

- Сага рассказывает «о Тидреке конунге и его витязях, о Сигурде, убийце Фафни, Нифлунгах, вильцинах, русских, гуннах и многих других конунгах и витязях».
- Поскольку же у вильцинов также утвердилась русская династия, круг из «многих» сужается до трех: готы, гунны, русские.
- Естественно, что в саге много смещений во времени.
- Надо было напомнить о правах Тидрека на Северную Италию,
--- и потому конунг представлен жертвой происков со стороны дяди, изгнавшего племянника из его итальянских владений.
- Тидрек проводит 30 лет у Аттилы, служа ему верой и правдой.
- Он, в частности, добывает Аттиле невесту - дочь русского конунга Озантрикса - Эрку.
- На самом деле Теодорих родился как раз около того времени, когда умер Аттила, из Италии его никто не изгонял, и никогда Италия не была его наследственным владением.
- Не совершал Теодорих и далеких походов на Русь,
--- если думать, что под Палтиской саги имеется в виду Полоцк (а не Палдиска недалеко от нынешнего Таллина, где также жили русы-рутены),
--- а Смаланд - это Смоленск, а не Самланд в Пруссии
--- Да и в Прибалтику, как было сказано, он тоже никогда не попадал.
- Устные сказания обычно быстро приспосабливаются к новым географическим условиям,
--- а потому в X-XII веках именем «Русь» могли называть не те территории, которые подразумевались в сказаниях более раннего времени.
- Тидрек воевал, конечно, с подунайскими русами-ругами
- Авторы позднейшей эпохи так или иначе учитывали другие области, подвластные русам.
- Но в приведенном выше перечне стран и земель, прославляющих героя, «Россия» и помещена в окружении подунайских стран:
--- на пути от Венгрии (и входящей в ее состав Хорватии)
--- к земле вендов - балтийских славян

Как было сказано, территории, обозначаемые как Руссии, часто имели и какие-то иные названия

- Поэтому имя Русь то куда-то бесследно исчезает, то заслоняет все остальные.
- В чешских хрониках XIV-XVI веков обычно упоминается о том, что Русь входила в состав Великой Моравии в IX веке.
- Пояснений при этом, однако, никаких не следует.
- Вторжение в конце IX века в Паннонию венгров привело к рассечению Дунайской Руссии на несколько частей.
- Одна из них включалась в состав Венгерского королевства, где у границ с Австрией располагался «Русский город» (по-венгерски Орошвар).
- С вхождением в состав королевства Хорватии и еще какие-то земли понимались как «русские».
- В результате, скажем, наследник стола мог носить титул «русского герцога»,
--- то есть Русь в составе королевства считалась почетным владением.
- В составе Хорватии особо выделяется область в долине реки Савы (правый приток Дуная).
- К этой области всегда сохранялся интерес галицких князей.
- Они делали вклады в местный монастырь, и здесь получали уделы изгнанники из Галицкой Руси, искавшие приюта у венгерских королей.
.
- Выделялась здесь и «Русская марка», причем название ее, возможно, относится еще к эпохе Карла Великого,
- а упоминается она в Житии Конрада, архиепископа зальцбургского,
- по поводу встречи посла австрийского герцога с венгерским королем в 1127 году, похоже, на венгерской территории.
- В XII веке наблюдается новый подъем Дунайской Руссии, причины которого, видимо, следует искать в особенностях политической обстановки.
- В послании Фридриха Барбароссы Саладину 1189 года в числе важнейших областей Империи названа Рутония, располагавшаяся где-то между Австрией и Иллирией.
- Эта же Русь упомянута в торговых уставах австрийских герцогов 1191-1192 годов.
- В начале XIII века император Фридрих II жаловался на то, что австрийский герцог задержал подарки от русского герцога.
- Русское герцогство, следовательно, располагалось на юг от Австрии.
- В XIII же веке Фома Сплитский (ум. 1268), рассказывая о событиях IV века, упоминает Рутению как область, смежную с Паннонией.
- Таковым и являлся Норик или позднейший Ругиланд.
- О Дунайской Руси много говорится и во французском эпосе этого времени.
- Русь в нем упоминается даже чаще, чем Германия (Алемания).
- И в большинстве случаев имеется в виду именно соседняя с Алеманией Дунайская Русь.
- В некоторых поэмах действия переносятся в эпоху Карла Великого.
- И тогда оказывается, что русские отряды и русские витязи сражаются и на стороне Карла, и на стороне его соперников

Французский эпос ХII-ХIII веков упорно причисляет русских к числу язычников

- Взгляд такой кажется странным, если учесть, что на Дунае-то христианство распространялось уже в IV-V веках.
- Но он не случаен.
- Христианство русов вызывало большое беспокойство у римско-немецкого духовенства, поскольку оно не было ортодоксальным.
- Папа Иоанн XIII, разрешая в 973 году создание пражского епископства, специально оговаривал,
--- чтобы на кафедру и вообще к богослужению не допускались священнослужители из «русского и болгарского народа или славянского языка».
- Рим на протяжении ряда столетий пытался искоренить славянскую азбуку - глаголицу, которую считали тайнописью ариан.
- А у славян эта азбука называлась «русским письмом»,
- которое упоминается уже в Житии Кирилла, написанном в Паннонии вскоре после смерти «просветителя» славян (869)
- В XII веке положение мало изменилось.
- Матвей Краковский накануне крестового похода 1147 года отвечал «отцу крестоносцев» Бернару Клервоскому на вопрос о «рутенах», что
--- народ этот, живущий, помимо Руси, также в Польше и Богемии, не желает быть единообразным ни с римской, ни с константинопольской церковью.
--- Отличительной особенностью верований рутенов он считал принижение значения Христа:
--- «Христа только по имени признают, в глубине же души отрицают».

Принижение Христа, Бога-Сына, по отношению к Богу-Отцу - один из признаков арианства
.
- Если учесть, что в арианстве постоянно римская церковь обвиняла и Мефодия, и его последователей,
- а в нашей летописи воспроизводится арианский символ веры, то
- оценку русского христианства Матвеем Краковским можно признать справедливой.
- Настороженность Рима и немецкого духовенства по отношению к рутенам понятна,
- поскольку они-то часто и выступали «учителями» славян.
- Польский аноним XV века прямо говорит о том, что славяне, крещенные по восточному обряду, имели священослужителями рутенов.
- В позднейших преданиях «русский боярин» участвует в крещении первого чешского князя-христианина Борживоя.
- Даже самого Мефодия чешская хроника Далимила начала XIV века называет «русином», и т.o.
- деятельность Кирилла и Мефодия сливалась с параллельной «просветительной» работой русских миссионеров.

В какой степени разные группы русов помнили о своем родстве и осознавали его?

- однозначного ответа на этот вопрос не может быть, потому что было и так и этак.
- В «Повести временных лет», как было сказано, Норик представляется прародиной всех славян и, в частности, полян-руси
- По летописи, именно здесь русь просвещал еще апостол Павел.
- Летописец знал, что авары угнетали дулебов, и это были дулебы, жившие некогда в Паннонии, южнее озера Балатон.
- Притча «погибоша аки обры» почему-то сохранилась на Руси, хотя обладали авары именно Паннонией.
- Помнил летописец и о нашествии волохов на Подунавье, хотя не пояснил, ни кто такие «волохи», ни когда это происходило
- Галицкие князья, как было сказано, имели какие-то интересы в Хорватии.
- В этой связи следует учитывать, что «белые хорваты» жили именно в Карпатах.
- Если они и не тождественны позднейшим карпатским русинам, то в качестве компонента в состав их обязательно входили.
- Cо временем, название Руссия в Подунавье все более ассоциируется именно с Хорватией
- Северо-итальянский автор XVI века Гваньини, побывавший в Польше и России, не упоминает Хорватии,
- а располагает на этом месте «Россию», от которой производит и «Расцию» - Сербию.

Области Ругиланда и Тюрингской Руси также время от времени привлекали внимание на Днепре и в Галиции

- Обращает на себя внимание обилие «русских» жен в аристократических фамилиях Саксонии и Тюрингии,
--- и обычно не уточняется, из какой именно Руси эти русские женщины происходили.
- При дворах тюрингской знати искали пристанища изгнанники из Киева в XI веке.
- В конце XI или начале XII века на деньги киевских князей возводился монастырь ирландского святого Якова в Регенсбурге в Баварии (на окраине бывшего Ругиланда).
- Галицкие князья в середине XIII века приняли участие в борьбе за австрийское наследство,
--- очевидно, также отзываясь на какие-то воспоминания.
- А в 1111 году норвежский король Сигурд, возвращаясь из Иерусалима «через Русь», взял в жены дочь «русского короля».
- «Русь» в данном случае Шлезвиг (Вагрия, область балтийских славян).
- Здесь у родственников гостила дочь тогдашнего новгородского князя Мстислава.
- Связи с различными германскими домами русских княжеских династий оставляли возможность знакомства и с немецким эпосом о Тидреке Бернском.

Но в таком случае вряд ли могла возникнуть столь резкая отрицательная реакция, вырвавшаяся из-под пера новгородского летописца
.
- Имеющиеся редакции саги, во всяком случае, оснований для нее не дают: этническая отчужденность в них не просматривается.
- В саге о Тидреке Бернском не упоминается Одоакр, что выглядит странным,
- если учесть, что именно борьба двух претендентов за обладание Италией и является стержнем первоначальных сказаний.
- Высказывалось мнение, что место Одоакра в саге заступил русский конунг Озантрикс.
- Озантрикс, правда, властвует в землях балтийских славян (вильцинов), но, по преданиям, именно оттуда и вышел Одоакр
- Само племя герулов, с которым часто связывалось имя Одоакра, германский хронист XII века Гельмольд отождествлял со славянским племенем гаволян (племенем, жившим по реке Гаволе).

Еще Прокопий Кесарийский обратил внимание на особую претенциозность ругов и их невосприимчивость к ассимиляции
.
- В саге тоже соперники готов «русские люди» наделяются высокомерием.
- Отказываясь выдать дочь Эрку за гуннского предводителя, Озантрикс заявляет:
--- «Нам кажется удивительным, что конунг Аттила так смел, что дерзает просить руки нашей дочери, ибо он взял с боя наше царство, от этого он возгордился.
--- А отец его Озид был незначительным конунгом, и род его не так знатен, как были русские люди, наши родичи».
- В саге нет указания на то, чем именно гордились русские конунги.
- Видимо, имеются в виду какие-то генеалогические предания, намек на которые содержат также Жития Оттона Бамбергского, крестившего в 20-е годы XII века Балтийское Поморье.
- Спутникам Оттона балтийские рутены «много рассказывали о своем происхождении».

Примечательно, что исконная Русская земля в саге представляется соседней с областью гуннов
.
- Земля же гуннов в разных вариантах сказаний перемещается от Паннонии во Фрисландию.
- Получалось так, что и на Дунае и в Прибалтике Русь соседила с гуннами.
- В саге Аттила выводится именно из Фрисландии, с побережья Северного моря.
- На Балтийском Поморье также было много преданий об Аттиле.
- Его считали, в частности, родоначальником династии князей-поморян.
- Откуда такое вроде бы невероятное смешение?

Дело в том, что «гуннами» называлось одно из крупнейших фризских племен
.
- Сама Фрисландия нередко называлась Гунналандией по имени этого племени
- Об этом специально писал в начале нашего столетия английский ученый Т. Шор в книге «Происхождение англо-саксонского народа» (Лондон, 1906).
- Многочисленные северные имена типа Гуннар, Гуннобад, Гундерих, Гуннильда, просто Гун или Хун - это в конечном счете фризские имена, восходящие к племенному названию.
- В еще более отдаленной перспективе племенное название может восходить к уральскому населению, проникшему в Северную Европу еще с эпохи неолита.
- А в уральских языках «гун» или «хун» означает «муж», «человек».

Кем в действительности был Аттила: фризом или выходцем из далекой Азии?

- Ответить на этот вопрос нелегко.
- Дело в том, что в Причерноморье оказались, видимо, и те и другие.
- «Гуннское нашествие» обычно относят к концу IV века, и с ним связывается гибель яркой причерноморской так называемой черняховской культуры.
- Но гунны между Днепром и Доном упоминаются уже в середине II века.
- Знает их там и знаменитый географ II века Птолемей.
- Именно около этого времени в Причерноморье переселяются какие-то племена с побережья Северного моря:
- здесь обнаруживаются исходные типы для загадочных «больших домов» черняховской культуры.
- О языке гуннов сведений немного, но имеющиеся никак не указывают на далекую Азию.

Иордан знал, что река Днепр на гуннском языке называлась «Вар»

- А это одно из основных обозначений воды в индоевропейских языках,
--- производными от которого являются также «мар» и «нар».
- Именно с названием воды связывают специалисты название подунайского иллирийского племени наристы или варисты.
- С тем же названием связывается этноним варины.
- Это племя жило по соседству с англами на юго-восток от Ютландского полуострова.
- Исконный язык его, как и многих других северных племен, остается невыявленным, а германские авторы числят их в венедской группе славян.

По «Повести временных лет» получается, что именно варины и были «варягами» в узком смысле слова

- Для упомянутого выше Т. Шора здесь вообще не было никакой проблемы:
--- он постоянно пишет оба варианта племенного названия - «варины или вэринги».
- Действительно, романо-кельтскому суффиксу «ин» в этнонимах в германских языках часто соответствует «инг»,
--- переходящий у западных славян в «анг» и у восточных в «яг»
- «Варяги», следовательно, значит «поморяне».

Еще два гуннских слова приводится в рассказе Приска о похоронах Аттилы
.
- Напиток у гуннов назывался «мед», а пиршество - «страва».
- Эти понятия давно обнаружены у славян, почему и «гуннский» язык часто сопоставляют со славянским.
- Но область распространения обоих обозначений выходит за пределы славянских языков,
- а потому целесообразно остановиться на том, что они определенно индоевропейские (по крайней мере, для данного периода).

Не говорят о тюркском и вообще восточном происхождении гуннов и их личные имена

- Иордан, указывая на обычай племен перенимать имена друг у друга и
- объясняя отсутствие у готов германских имен, поясняет, что
- готы в большинстве носят «гуннские» имена.
- Действительно, имена эти не германские.
- Но они, как правило, индоевропейские, а неиндоевропейские тоже не тюркские (каковыми предполагаются восточные гунны).
- Имя Аттила - кельтическая форма написания индоевропейского «отец», «батюшка».
- Выше упоминалось имя Ругила-Руа-Роас, которое может восходить к племенному названию ругов.
- И даже в Причерноморье, когда только начиналось возвышение гуннов, известные имена их индоевропейские,
--- характерные для многих племен, захваченных потоком переселений в IV-VI веках.
- Так, гуннского вождя, одержавшего победу над готами в Причерноморье, называли Баламбер или Баламир.
--- Позднее это имя встретится и у готов.
--- Но это именно тот случай, когда готы заимствуют гуннские имена.
- Гуннским оказывается имя Мунд (Мундо), принадлежащее родичу Аттилы.
--- А это имя - одно из характерных для фризов.
--- У фризов вообще встречаются однокоренные имена, которые у других варварских племен известны лишь в двукоренных именах (например, «Сигиз-мунд» и т.п.)

Прояснение загадки гуннов затрудняется тем, что мы не знаем внешнего облика фризских гуннов

- Уральский компонент в населении Северной Европы выявляется антропологами, и доходит такой компонент по морскому побережью даже до Испании
- Но в какой степени это население сохранило свои исходные черты к эпохе переселения народов - определить невозможно:
--- у гуннов, например, было трупосожжение.
- Иордан к гуннам относился резко отрицательно и, стараясь унизить их, производил их от пораженных какой-то скверной готов.
- Византийские авторы тоже не имели ясного представления, откуда взялись гунны.
- Чаще все-таки их считали пришельцами с севера, а не востока.
- В составе гуннского объединения наверняка были и пришельцы с востока. Таковых немало было в сарматских племенах.

Применительно к Причерноморью вряд ли вообще можно было говорить о гуннском нашествии
.
- Черняховская культура прекратила существование без следов пожарищ и разорений,
--- на что справедливо указал киевский лингвист и археолог В.П. Петров.
- Городища и поселения были просто оставлены жителями.
- Верхняя граница существования поселений часто потому и не просматривается, что население ушло, захватив с собой имущество.
- А позднее, после крушения державы Аттилы на Среднем Дунае, многие племена возвращались назад
- В их числе, как было сказано, оказались прежде всего сами гунны и руги.
- С ними, возможно, пришли и некоторые славянские племена, прослеживающиеся в Среднем Поднепровье примерно с конца V века (на эти поселения ориентировано 1500-летие Киева).

В германском эпосе отношение к Аттиле неоднозначно

- На землях франков к нему относились враждебно
- В Подунавье и в Прибалтике сохранялось почитание и даже любование.
- В саге о Тидреке, Аттила - благородный правитель, давший приют изгнаннику.

Гунны и готы совместно противостоят русским конунгам

- совершают на них успешные походы, хотя так и не могут окончательно их сломить.
- По саге о Тидреке Бернском, Озантрикс был сыном Гертнита, которому некогда подчинялись Руссия, Полония (Польша) и земля Вильцинов.
- У Гертнита был, помимо того, сын Вальдемар и рожденный от наложницы Илья,
--- которому была выделена в удел то ли Греция, то ли Герцике на Западной Двине - в разных версиях пишется либо так, либо этак.
- У Ильи тоже был сын Гертнит, которому Озантрикс выделил большой лен в своей земле, то есть где-то в Центральной Европе.
- Этот «русский» сюжет особым образом представлен в другой южногерманской поэме об Ортните, записанной около 1230 года.
--- Согласно поэме Ортнит правит в Гарде в Ломбардии (указанный выше район у озера Гарды близ Вероны).
--- Илья Русский приходится ему дядей по материнской линии, но признается вместо отца.
--- Для сюжета этого находятся две параллели: одна французская, другая - русская.
--- Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII-XIII вв.) упоминается «русский граф» Эрно (Hernaut)
--- в котором можно усмотреть того же Ортнита-Гертнита.
--- Эрно был одним из предводителей войска, защищавшего столицу лангобардов Павию от Карла Великого (773-774 гг.).
--- Совпадение в данном случае прежде всего территориальное: та же область Ломбардии, где, очевидно, сказания о местных «русских» продолжали жить.

Русская параллель содержится в одном варианте былины об Илье Муромце
.
- Это былина о бое Ильи Муромца с дочерью.
- Илья побеждает девушку-богатырку и, как и положено, выясняет, над кем это одержал он победу
- Девушка сообщает, что она «родом из земли да из Тальянскою»,
- что «на святую Русь» отправилась она по совету матери искать своего отца, а также «поотведать... роду племени».
- Илья догадывается, о чем идет речь, и замечает, что он «был во той земле Тальянской, три года служил у короля Тальянского».

Историческиe отношения между германским и славяно-русским миром складывались так, что сюжетная линия саги о Тидреке, противопоставляющая готов и русских, воспринималась как актуальная

- У Теодориха не осталось прямых наследников.
- И в XVI-XVII веках, когда в Европе начинается погоня за знатными родословными,
- никто не пытался производить себя от славного готского вождя.
- Да и трудно было взять его в родоначальники: слишком известная личность.
- У Одоакра такое наследство обнаружилось, хотя тоже вроде бы не прямое.
- Обнаружилось оно прежде всего на территории старого Норика и позднейшей Штирии.
- Имя Одоакра - здесь он писался как Оттокар - носят сначала вожди, а затем маркграфы VII— IX веков вплоть до «пятого» по счету.
- Новая волна Оттокаров приходится на XI—XII века.
- Это также маркграфы штирийские и каринтийские, а Оттокар V становится и герцогом австрийским.
- Встречаются Оттокары также в богемских фамилиях.
- В начале XVIII века Иоганн Хюбнер попытался свести все предшествующие генеалогии, «очистить» их от сомнительных, увязать друг с другом.
- Предпочтение он отдавал официальным, общепринятым генеалогиям, каковых набрал более 1300.
- В его генеалогиях начало штирийских графов теряется: у истоков стоит несколько имен (первый среди них Винульф).
- Но хронологическая отметка - движение герулов и Оттокара с острова Рюген в Италию.
- Династия королей герулов, вандалов и венедов на Балтийском море дается особо,
--- причем она углубляется на несколько столетий до нашей эры, уступая по древности только датской.

Древние генеалогии наверняка легендарны

- К тому же в них заметно и нарочитое стремление к удревнению.
- Но генеалогии разных родов корректировали друг друга и как бы «разводили» своих и чужих.
- Поэтому примечательно само объединение в единый генеалогический ряд герулов, вандалов и венедов.
- Германские авторы обычно называли балтийских славян венедами или вандалами, причисляя к ним также и герулов.
- Значит же это лишь то, что все эти племена не были германскими.
- Славяне же тоже пришли сюда лишь в VI веке, когда, скажем, вандалы уже ушли на юг,
- а здесь были ославянены их остатки, равно, как остатки и других некогда здесь обитавших племен.
- Генеалогия герулов, вандалов и венедов по-своему отразила процесс ассимиляции:
--- в ней перемешаны славянские и неславянские имена, в том числе такие, смысл которых теперь нелегко и выявить
--- (они сродни гунно-фризским).
- Уже в начале нашей эры называются имена Всеслав и Вячеслав (Вышеслав).
- К IV веку отнесен Мечислав, и с этого времени следует ряд Радигастов.
- При Радигасте I, в частности, отмечается движение герулов в Италию,
--- причем называется имя императора Гонория и указана дата - 388 год.
- Герулов, ушедших в Италию, эта генеалогия теряет из виду, возвращаясь к герулам, вандалам и венедам в Прибалтике.
- У Хюбнера не нашлось места для генеалогии ругов-русов.

Родоначальник династии русских князей на востоке Рюрик оторван у Хюбнера от истоков

- очевидно, в соответствии с официальными российскими генеалогиями.
- Между тем на Балтийском Поморье жила устойчивая традиция, возводящая Рюрика к той же самой геруло-венедской генеалогии.
- В XVII в. Фредерик Хемнитц производил Рюрика с братьями от ободритского князя Готлейба (Годослава), убитого в 808 г. датчанами.
- Та же версия отражена в известном словаре Клода Дюре (ум. 1611).
- Даже в XIX веке на Поморье все еще рассказывали о Годлаве и его сыновьях Рюрике Миролюбивом, Сиваре Победоносном и Труваре Верном5.

Подъем Дунайской Руссии в XII-XIII веках в какой-то мере связан с политическим влиянием штирийских и австрийских наследников Одоакра

- Позднее память об этой Руси становится все более и более смутной.
- Однако она не исчезает вовсе, а становится частью общеславянского наследия.
- Наступление германских феодалов на славянские земли неизбежно будило этническое самосознание.
- В XIV веке в Баварии сочиняются «теории», по которым рутены и славяне зачисляются в разряд «потомков Хама»,
--- относимых Библией к народам низшего сорта.

Чехия XIV века становится центром славянского возрождения
.
- В том же столетии в Чехии «обнаружили» грамоту Александра Македонского, вполне восстанавливавшую славянское равноправие.
- Еще в XIII веке в хроники вносилось предание о братьях Чехе, Русе и Лехе, выселившихся некогда из Паннонии или Хорватии.
- Это предание теперь подкрепляется обращением к Великой Моравии IX века,
--- когда три народа входили в состав единого государства,
- а также к еще более древнему «русскому» наследию.
- В Чехии нарочито культивируется «русское письмо» - глаголица,
- а знатоков «русской грамоты» находят именно в Хорватии.
- Самого Мефодия, как было сказано, представляют теперь «русином».

И в Хорватии эти идеи находят отзвук
.
- Здесь указывают место, где именно проживали три брата - родоначальники трех народов

В XV-XVI веках примерно те же идеи захватывают и Польшу

- Неизменно почетное место в польских хрониках и сказаниях отводится Одоакру
- Называют его обычно «русским» князем, иногда «славянским»6.
- И во всех случаях предполагается, что и поляки некогда участвовали вместе с Одоакром в сокрушении Римской империи
- В сущности, и немецкие авторы, настаивая на происхождении Одоакра с острова Рюген, лишь подкрепляли славянскую версию

Противопоставление Теодориха и Одоакра теперь воспринимается как отражение многовековой борьбы германского и славянского мира
.
- «Русское» уже не отличается от собственно славянского, но как название продолжает жить у всех западных и южных славян
- Видимо, знакомство с таким положением и побудило русского книжника XVII века, объясняя сказание о русской грамоте, пояснить:
--- «Не токмо муравляне (то есть моравы), чехи, казари, карвати, серби, болгары, ляхи,
--- но и земля Мунтяньска (Восточная Валахия), вся Далматия и Диоклития (часть Иллирии), и волохи быша Русь»7.

На каком языке первоначально говорили руги-русы и венедо-герульские племена - пока остается неясным

- Иордан прямо отличал их от готов и по языку и по внешнему виду:
--- они «превосходили германцев как телом, так и духом».
- В современной немецкой лингвистике (в частности, в работах известного языковеда Г. Краэ) обсуждается вопрос о «северных иллирийцах».
- в топонимике Юго-Восточной Прибалтики много совпадений с географическими названиями Иллирии,
--- а оба эти района находят параллели на северо-западе Малой Азии и во Фракии.
- В именах позднейших русов также находятся аналогии к иллирийскому именослову.
- Заметен также значительный кельтский пласт,
--- который выявляется и археологически на землях балтийских славян в VII-X веках
- Переселение племен обязательно сопровождалось и их смешением, возникновением народностей.
- Руги, как и большинство венедо-герульских племен, восприняли славянский язык,
--- но привнесли некоторые свои предания, которые позднее воспринимались как славянские и даже общеславянские.
- Так, за летописной строкой просматривается сложный путь преобразования социально-экономических и политических интересов населения определенных территорий в этническое сознание уже не племени, а народа.

______________ Ссылки _________________
1 Публ. по изд.: Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих // Дорогами тысячелетий. Сб. история. очерков и статей. Кн. 1. - М., 1987.
2 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М., Л., 1950. С. 49, 245. - Прим. ред.
3 Русский перевод извлечения из саги был сделан в начале нашего столетия известным филологом академиком А.Н. Веселовским.
См.: Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском // ИОРЯС. Т. XI. Кн. 3. - СПб., 1906.
Eго перевод воспроизведен в кн.: «Откуда есть пошла Русская земля». Кн. I. - М., 1986 (Серия «История Отечества в романах, повестях, документах»).
4 А.С. Хомяков отмечал, что предание о Теодорихе сохранялось только в бывших «землях вендов приодерских... и это предание совершенно местное», неизвестное в остальных германских землях (Хомяков А.С. Работы по историософии // его же. Сочинения в двух томах. Т. I. - М., 1994. С. 65.). - Прим. ред.
5 Запись этих преданий в первой половине XIX века сделал французский писатель и путешественник К. Мармье. Перевод отрывка из его писем дан В. Чивилихиным. См. его «Память». - М., 1982. С. 478.
6 «Русином» Одоакра называет, например, польский историк XV в. Я. Длугош (см: Dlugossi J., Historia Polonica. - Dobromili, 1615. P. 22.). - Прим. ред.
7 Бодянский О. О времени происхождения славянских письмен. - М., 1855. С. 109 и LXIII.
______________________________________________________
http://historylib.org/historybooks/Fomin_Varyago-Russkiy-vopros-v-istoriografii/23
Oкончание. К началу: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/4207900.html
Tags: германия, история, рим, россия, рюрик, славяне, средневековье, фольклор
Subscribe

Posts from This Journal “славяне” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments