Ритор или философ - не от мира ли сего?
- А если от мира сего, то он знает здешний язык и причастен здешней мудрости,
- а все то, что за небом и землею, ему не встречалось, ему неведомо,
- да и не может быть ведомо на деле и в силе,
- потому что призрак и обман глаз все видимое...
А что такое ритор или философ?
- Восстает на него похоть и прельщается он,
- и жадность его обуревает,
- и злые духи играют его разумом
- где же его мудрость великая?
Как дети по велению учителя затверживают рассуждения великих риторов и устами пересказывают слова мудрецов,
- а силу слов не знают
- и по своему неразумению не понимают, что сами же читают или пересказывают,
- так и выучивающие и пересказывающие Писание,
- если не воспримут от духовных мужей заключенный в них истинный смысл
- и не обретут в самих себе живого голоса...
... скажем, мы учимся у начальных учителей, потом у грамматиков, потом у риторов, потом еще и у софистов, наконец у философов,
- и когда человек пройдет всех учителей, по завершении одной школы начиная другую,
- тогда начинает при начальниках вершить суд,
- потом же, с годами отличившись, делается в свою пору и сам начальником
- и тогда опять же берет себе советника, чтобы не упустить ничего для торжества справедливости,
- словом, если в мире сем мы видим такую сложность мудрости и такое ее постепенное восхождение,
- то тем более, неизреченная и безграничная премудрость Божия и христианский путь имеют некую великую сложность и множество ступеней восхождения.

______________________________________
28 новонайденных, опубликованных на языке оригинала в 1961 г., духовных бесед (гомилий), сохранившихся под именем одного из основателей египетского монашества св. Макария Великого (IV в.)
https://pravbeseda.ru/library/index.php?id=621&page=book